На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЛЕСНОЕ ЛУКОШКО

660 подписчиков

Как фотографировать дикую природу

     Эту тему я попробую раскрыть на примере своих походов по горам. Как носить фотоаппарат? Так, чтобы можно было максимально быстро привести его в боевую готовность. Вдруг вы неожиданно увидите перед собой пугливого зверя? Он не станет дожидаться, пока вы вытащите фотокамеру из недр рюкзака… С мыльницей нет проблем – её можно положить в нагрудной карман. Так камера и двигаться не мешает, и всегда под рукой. Большие компакт-камеры в карман не поместятся, но всё равно должны быть под руками. Можно повесить камеру на шею. С первого взгляда так можно ходить и фотографировать. Однако в условиях горной тропы становится понятно, что камера болтается на шее и может легко разбиться. Человек перепрыгивает через ручей – сам он останавливается после прыжка, а вот его камера продолжает движение дальше. После того, как я таким образом едва не разбил дорогостоящий объектив, пришлось искать какое-то решение. Оно было найдено в виде простой бельевой резинки, которая одним концом крепилась к камере, обхватывала спину и далее с помощью проволочного крючка крепилась с другой стороны камеры. В таком виде камера прижимается резинкой к грудной клетке и не болтается. Проволочный крючок можно сбросить с камеры одним движением. Всё, можно снимать! Имеет также смысл носить камеру под одеждой. Для этого я беру футболки с широким вырезом, чтобы можно было легко извлечь фотоаппарат.

Фотокамера у меня под анораком.

Фотокамера под одеждой. Правда, в данном случае одежда для этого не самая подходящая - слишком узкое горло.

    Если вы отправились с тяжёлой зеркалкой, то её лучше уложить в небольшой кофр, который удобно носить на груди, укрепив его также резинкой. Правда, времени на извлечение камеры из кофра потребуется больше, и это плата за высокое качество снимка. Носить камеру в рюкзаке имеет смысл только в том случае, если вы точно знаете, что никаких красот или интересных сюжетов не будет. Впрочем, даже в таком случае камеру держать в рюкзаке рискованно: кто-нибудь из новичков захочет присесть и для этого использует ваш рюкзак. Вообще главная опасность, как в горах, так и вообще по жизни – это человеческая глупость.
    Если вы повесите тяжёлую зеркалку на шею, то последняя уже через час-два начнёт протестовать. Широкий ремёшок лишь слегка облегчит положение. Если идти надо весь день, да ещё с рюкзаком, то давление на шею становится обременительным и даже опасным, поскольку ремешок затрудняет кровообращение. Решение простое: пришейте дополнительные петли на лямках рюкзака, на груди. Если укрепить камеру за эти петли, давление на шею исчезнет полностью, а камера так и останется на удобном месте, на груди. Единственный минус – с таким приспособлением не удастся быстро сбросить рюкзак. Поэтому такой приём допустим в простых походах. Впрочем, в сложный поход никто зеркалку и не возьмёт… (за редким исключением крутых и мускулистых профи).
    Важное правило фотографа: если снимаете или даже просто любуетесь красотами – стоять на месте! Не надо шагать в неизвестность, оценивая окрестности через видоискатель. Если вы идёте по тропе – смотрите под ноги. Точнее, выработайте такую привычку: посмотрите вперёд, метров на 5-50, чтобы в целом оценить путь, потом идите, не отвлекаясь, эти 5-50 метров, внимательно глядя под ноги. Если вам нужно обернуться – лучше остановитесь. Если вы увидели нечто красивое, достойное съёмки – остановитесь. Когда у вас выработается навык движения по тропе, можно применять другую тактику: посмотреть вперёд на 5-6 метров, оценивая трудности тропы. Если трудных участков нет, то допустимо идти, поглядывая по сторонам. Дело в том, что наш мозг может работать, как независимый компьютер. Он получил информацию о пути и теперь ставит ноги в нужные места, пока фотограф оценивает ракурсы и панорамы. Важно только через 5-6 метров снова посмотреть на дорогу



    Группа идёт по тропе. Важный вопрос – какова оптимальная дистанция? В условиях тумана – однозначно в пределах видимости, иногда бывает не более метра. В условиях крутого спуска и подъёма – не более метра. Если же тропа ровная, то имеет смысл растянуться, чтобы дистанция между участниками была 3-20 метров. В таком случае вам будет удобно фотографировать самих фотографов. Одеваться нужно тоже соответственно. Собственно, правила техники безопасности допускают только два цвета верхней одежды: оранжевый либо красный. Именно эти цвета можно различить на большом расстоянии. Для фотографирования годится почти всякая цветная одежда, лишь не чёрная (теряется), не белая (бликует) и не флуоресцентная. Лучше всего матовые оттенки. Конечно, про чёрное и белое можно поспорить, но не в теме дикой природы…







Цвет дождевых накидок сделал фигурки девушек главным объектом. Фото не постановочное, как и все остальные.

Дистанция между туристами в этом снимке сыграла решающую роль. Через 5 сукунд туристы были уже слишком близко, чтобы снимать...

    Важнейший вопрос – освещение. По времени суток лучше всего утро или вечер, когда лучи низко расположенного солнца создают тени. Днём хорошо, если солнце слегка прикрыто облаками. Это – время съёмки пейзажей. Самое плохое освещение создаёт яркое солнце в зените. Динамический диапазон при таком освещении не лезет ни в какие ворота, не говоря уже о матрице. Обычно фотографы при такой погоде вообще прячут аппаратуру. Но что делать, если время есть, снимать хочется, а солнце в зените? В таком случае можно попробовать снимать в тени. Кроме того, можно фотографировать воду.

Низкое солнце обеспечило рельефный рисунок на песке. В середине дня этот песок совершенно плоский и неинтересный.

Слишком яркое солнце не позволяло снимать. В результате кадр не получился, хотя света много и модель очаровательная. Такой снимок годится только для семейного альбома.

Лучи низко расположенного солнца создают рельеф, снимок получается объёмным.



Эти снимки сделаны на Ольхоне. Мне приходилось вставать в 4 часа утра. Примерно до 7 утра я снимал, а потом возвращался в палатку и продолжал сон...





Так я снимал лесной ручей. В середине солнечного дня просто не нашёл, что ещё можно снимать...



Солнечный день, светило над головой. Что можно снимать при таких условиях? Разве что воду...

Кадр красочный, и композиция построена достаточно точно. Однако нет главного - динамического сюжета. Хотя этот снимок многим понравился, на самом деле это брак.

Знаменитая Нижняя Парабола в Ергаках. Сам по себе объект уникальный, высота скалы около 500 метров, а форма просто поражает воображение. Но в данном случае - лишь форма. Освещение неудачное.

А вот прозрачность воды в горных озёрах можно показать именно в солнечный день. Без яркого солнца эти подводные камни будут просто незаметны.



    Закаты – популярная тема для фотографов. Однако сам по себе закат – слишком банальный сюжет. Попробуйте снимать не сам закат, а какое-либо действие на фоне заката. Сидит рыбак с удочкой, танцуют девушки или человек чинит велосипед – все эти действия будут гораздо выразительнее, экспрессивнее на фоне заката, даже учитывая потерю деталей в контровом освещении.







Закат сам по себе - банален. Здесь явно не хватает движения, экспрессии.



Женщина с ведром очень оживила этот снимок. Пусть даже поза у неё не самая удачная...

А здесь просто красочное небо, ажурный рисунок ветвей - и всё. Явно не хватает орла в небе. Но птица, собака, улетела по своим делам.

    Одна из главных проблем фотографа – как уберечь аппаратуру от влажности. Если камера особо чувствительна к влажности, в кофр необходимо помещать пакеты с силикагелем. Защитой от дождя может быть тент, крона дерева, а лучше всего – обычный зонт. Правда, от зонта будет мало прока во время ветра. Если вы решили снимать непременно под дождём, покупайте непромокаемые модели фотоаппаратов.
    В прошлой теме, перечисляя прибамбасы, необходимые для фотографирования в условиях высокой влажности, я указал угольный карандаш. Как же я посмеялся, когда среди комментариев прочитал буквально такой: «умиляет мысль автора, что без угольного карандаша съёмка в условиях дикой природы вообще невозможна»…
    Сразу понятно, что написать такое мог только махровый горожанин, который никогда не покидает закрытые помещения и не подозревает, что в природе бывают дождь, туман, облачность… Ладно, раз встречаются такие чудаки, я расскажу, как фотографировал озеро Художников в облаке. Когда на озеро опустилось долгожданное облако, я помчался фотографировать. Со мной пошла Аурика, фотограф из Москвы. Специально для неё я прихватил дождевик красного цвета. Откровенно говоря, дождевик я взял не только для защиты девушки от влаги, но и для того, чтобы в моих кадрах присутствовал объект красного цвета. Оставалось решить последнюю задачу: как сделать, чтобы этот объект находился на расстоянии 10-30 метров от меня, а не убежал куда-нибудь в другую сторону. Эта задача решилась сама собой, потому что Аурика забыла в Москве угольный карандаш. У меня был только один карандаш. ( с запасным я опрометчиво отправился в баню. В сауне мой карандаш беспощадно расплавился…). В результате процесс фотографирования выглядел таким образом: пока Аурика наводила на резкость, я отбегал от неё на нужное расстояние и фотографировал так, что в кадр попадал красный объект. Сделав два-три снимка, Аурика догоняла меня с криком: «дай угольный карандаш!». Приведя объектив в рабочее состояние, она опять наводила на резкость, а я снова отскакивал на подходящее расстояние. Через два-три кадра Аурика вновь спешила ко мне за угольным карандашом. Так продолжалось весь световой день! Аурика так прямо и сказала: «из-за этого карандаша я не могу отойти далеко от тебя!»… Таким образом, в этом походе я был обеспечен наличием красного объекта внутри любого облака…

Сначала эти кадры я увидел во сне. Потом долго пытался реализовать. Наконец, получилось!













    Ещё совет бывалого фотографа: если у вашей камеры съёмная крышка объектива, обязательно привяжите её верёвочкой! Горы просто усеяны потерянными крышками…

Такой снимок можно получить в том случае, если камера под рукой...

Здесь не хватает фигуры рыбака. Раз так, мне пришлось искать на берегу камни и ветки, присыпанные инеем. Но это не совсем полноценная замена... Рыбак тут всё-таки нужен...

Знаменитая Парабола. Света нет, в результате кадр получился плоским. Единственное, чем этот кадр "цепляет" - это уникальность скалы. Форма такая, что и про освещение забудешь...

Вот какой свет я ищу в горах! Тут и объём, и рельеф, и необходимый контраст. Снимок сделан вечером.

Яркое солнце сделало воду горного ручья разноцветной и праздничной. В пасмурную погоду здесь получился бы совсем другой эффект...



Воду бывает интересно снимать с длинной выдержкой. Тогда на снимке образуются длинные размытые полосы, которые некоторым нравятся. Дескать, вот так получается эффект скорости, динамики, движения. Но это дело вкуса. Лично мне нравится снимать воду, наоборот, с очень короткой выдержкой, чтобы каждая капля в воздухе была различима... Хотя иногда балуюсь и длинной выдержкой.

Чтобы снимать с длинной выдержкой, необходим штатив.



Этот водопад сфотографирован с короткой выдержкой.



Яркий солнечный день - беда для фотографа. Просто теряешься в поисках объектов, пригодных для съёмок. Вот и приходится фотографитровать свою тень на дне горного озера.

Снимок, сделанный крутой зеркальной камерой с дорогим объективом. Но качества нет, потому что кадр сделан при ярком солнце. В резульате мы имеем глубокие жёсткие тени, пятно под глазом, блик на черепе. Кстати, это я на снимке, разговариваю по телефону с сыном. Он в Греции, а я в горах, и можно запросто поговорить. До чего дошёл прогресс... А снимок - только для семейного альбома.

В середине яркого солнечного дня я заметил, как красиво просвечивают в лучах листики карликовой берёзы. Попробовал снять макро на просвет. Таким образом, я пытаюсь показать, что не надо совсем уж падать духом, если случилась яркая, солнечная погода. Если тщательно поискать, то можно всё-таки найти объект для фотографирования. Хотя, конечно, такая погода - для купания, а не для фотографирования.



Время фотографа - раннее утро! За полтора часа до восхода солнца фотограф уже должен занять позицию. Тогда горные духи могут подарить вот такой утренний туман... Этои снимки получены во время фотосафари. Так я водил в Ергаки группу фотографов. И они этот момент проспали! Правда, они спали в тёплых спальниках, а я стучал зубами от холода на вершине горы. Увидев туман, я не стал тратить время на одевание. Накинул куртку на голое тело и побежал бегом. Зато успел получить такие кадры.

Знаменитый Висячий Камень - визитная карточка Западного Саяна.



Пример неудачного освещения. Спина освещена, а лицо в тени.



Мы гуляли с дочкой по тайге (точнее, возвращались из пещеры, где прожили неделю), как вдруг появилась фотомодель в виде оленя. Эти кадры мы успели снять только потому, что камеры были под рукой.







Совершенно неподходящий свет. Фотографировал со вспышкой. И цвет купальника совершенно не тот. Чёрное пропадает, а белое бликует. Но даже и не это главная беда. Девушка стёрла ноги, и мы пытались как-то замаскировать куски лейкопластыря... Кадр постановочный, потратили мы на него полчаса, но результатом я остался недоволен. Снимок годится только для семейного альбома.

Девушка симпатичная, но так фотографировать нельзя! Широкоугольный объектив исказил пропорции. Чтобы уменьшить эти искажения, мне нужно было слегка присесть и снимать с высоты груди, а также отойти на несколько метров. Но на большом расстоянии эффект от вспышки вовсе пропал бы. Ладно, на ошибках учатся. Кстати, в позе модели тоже есть ошибка - не видны пальцы левой руки.

Когда снимаете закат, проследите, чтобы в небе парила птичка. Можно несколько. Без птички такие кадры теряют динамику, экспрессию.



Плоский кадр. На этом снимке нет естественных теней, потому что он снят с помощью встроенной вспышки. Такой снимок может иметь лишь документальную ценность, но никак не художественную. В данном случае мы пробирались сквозь каменный завал, интересно было зафиксировать этот момент. Снимок годится только для семейного альбома, а вывесил я его в интернете лишь в качестве фототчёта.

Параболу вы уже узнаете. Здесь я использовал туман для разделения планов. Впрочем, о съёмках тумана расскажу в другой теме.

Картина дня

наверх