Вот вы не были в этот момент, в три часа ночи, на Перекрёстке, и совершенно зря! Вы могли бы наблюдать забавное зрелище! Только представьте себе: ночь, тайга, темнота, замшелые камни… и тут при стробоскопическом освещении скачут три озабоченных существа! С нечленораздельными воплями они мечутся среди кедров в самых разных направлениях, а выражение их суматошных внешностей отражает богатую гамму эмоций.
Вот какое чудненькое представление вы пропустили! А произошло вот что. Ирина обычно спит без задних ног. А я, наоборот, даже во сне прислушиваюсь к сохранности продуктов. И вот я, посреди ночи, в кромешной тьме акустически понимаю, что некто нагло покушается на запасы провизии.
- Ирина, у нас гости. Готовь фотоаппарат со вспышкой. Пожалуй, я свой тоже возьму.
- Что, медведь? – поинтересовалась Ирина, приводя камеру в боевую готовность.
- Не знаю, сейчас разберёмся. Ты обулась? Открываем палатку, выпрыгиваем и сразу фотографируем.
Мы выскочили и тут же началось. Наверное, даже переезд зоопарка силами сумасшедших не вызвал бы такого ажиотажа! Неведомый зверь, испугавшись нашего появления, ударился о котелок. Я кинулся на звук.
- Оно у костра! – закричала Ирина, - а у меня резкость не наводится!
И тоже кинулась.
И зверь кинулся. Правда, более целенаправленно. Он хватал продукты и пытался оттащить их в сторону. И вот все трое мечутся по поляне и орут нечеловеческим образом.
- Отдай сухое молоко, зараза! – кричал я.
- Я не могу навести резкость! – вопила Ирина, - может быть, подсветить фонариком?!..
- Нет! Сахар не отдам! Положи на место, свинья собачья!
- Резкость!
- Конфеты!
- Р-р-р!
Вдруг фотоаппарат Ирины сработал. Он выдавал вспышку за вспышкой, подряд, как автоматную очередь. Эти ослепительные вспышки выхватывали из темноты то ненужную кружку, то скользкие корни кедров, то чьи-то безумные глаза. После ярких вспышек темнота казалась вовсе чернильной. Но я продолжал яростно нырять в эти чернила и там, словно играя в жмурки, пытался поймать хоть что-нибудь. Зато Ирина поняла, что это был за зверь:
- Это лиса!
- Да хоть кабан! – вопил я, бросаясь, как вратарь на мяч, - отдай макароны, стерва!
Всё стихло так же внезапно, как и началось. Лиса ушла с добычей, Ирина сокрушалась над своим фотоаппаратом, а я, причитая, собирал разбросанные продукты и вещи. Лагерь выглядел так, будто там граната взорвалась.
- Нет, ну ты погляди! Зачем она миску-то потащила? Пластмассовую!
- Почему у меня резкость не наводилась?!
- Макароны я отобрал! Потому что объект был далеко!
- На всех фотках какая-то неразбериха!
- Зато сахар на месте!
- Почему вспышка не сработала сразу?!
- Потому что я сразу за сухим молоком кинулся!
- Фотоаппарат тормознутый!
Тут вековую тайгу наполнил печальный волчий вой. Зря вы думаете, что лисы умеют подражать волкам. Этот звук издал я, обнаружив пропажу манной крупы.
- Ну и чудеса! Бурундук тут хищник, а лиса – вегетарианка! Точно, Ергаки – сказочная страна!
- Лиса ещё и три печенюшки съела! Ну ладно, что же делать, пошли спать!
Мы забрались в спальник, но пережитые приключения не позволяли нам заснуть.
- Ира, а вот ты изучала высшую математику… Тебе пригодились в жизни эти знания?
- Да! Однажды ветром сдуло шапку, и она упала в труднодоступном месте. Тогда я согнула проволоку в виде интеграла и подцепила шапку…
Мы так прохихикали до рассвета. Вылезли из палатки в половине шестого.
- Так даже лучше! Раньше перевал пройдём!
Мы сварили вкусной пшённой каши. При этом Ирина рассыпала соль.
- Есть такая примета! - вспомнил я, - рассыпать соль – это к ссоре. Мы ещё не ссорились, надо попробовать.
- Со мной трудно поссориться, - заметила Ирина, упаковывая вещи.
- Со мной тоже трудно…
- Что же делать? Будем пробовать… А вы заметили, что соловьи всё утро так беззаботно и самозабвенно пели, словно ничего и не случилось?..
Мы собрались идти через перевал, но после сытного завтрака нас как-то разморило… и мы вздремнули часа три-четыре. После этого так хорошо пошли!
При ясном небе и солнечной погоде мы легко и быстро дошли до Карового. Но вдруг из-за угла выскочили огромные клубы тумана. Резко потемнело.
- Красота какая!! – закричали мы, выхватывая камеры.
Вершины скал напрочь закрыло густым туманом. Конечно, это очень красиво, но я задумался, а стоит ли нам продолжать путь. Сейчас наверху сильно похолодало.
- Ира, на перевале нам хреново придётся… Какое у тебя настроение?
- Да я коня на скаку остановлю! – Ирина расправила плечи.
- Ты уверена в своих силах?
- Дайте мне коня – увидите! Коня мне, коня! Полцарства за коня!
Тщательно взвесив все обстоятельства, я решил продолжить путь. Будь наша группа хоть немного слабее – мы бы остались внизу. Тропа на перевал вела круто вверх. Стало даже жарко. И это очень радовало, потому что мы знали, какой холод нас ожидает. Вошли в туман – видимость резко сократилась, мир стал крохотным… Курумник на перевале был покрыт толстыми снежниками. Вот это подарок судьбы! Почти все трудные места где-то глубоко внизу, под снегом…
При такой температуре воздуха было легко долбить ступени. Достаточно с силой пнуть ботинком склон раз или два – и надёжная ступенька готова. Мы траверсировали снежники над тропой. Впрочем, в таких условиях можно было идти вообще где попало, но я старался всё-таки придерживаться известного пути, чтобы не выйти случайно на зеркало. Ирина на крутых снежных стенах смотрелась вообще великолепно!
- Ира! – закричал я в полном восторге, вытаскивая камеру, - да сейчас мы такие кадры сделаем, не хуже, чем на Памире!
И в эту секунду началась метель. Снегопад был таким плотным, что видимость сократилась метров до трёх-пяти. К сожалению, фотографировать было совершенно невозможно – снегом немедленно залепило бы объектив. Впрочем, мы не очень-то огорчились по этому поводу. Нас больше беспокоила скорость передвижения и степень замерзания наших организмов.
- Ира, как настроение? Коня на скаку остановишь?
- Ой, лучше в горящую избу зайду!..
Ирина радовала меня постоянно. Она двигалась грамотно и не задерживалась ни на секунду. Вот и прекрасно! Бежим вниз, там тепло!
- Ира, ты вела себя очень мужественно! – заметил я с уважением.
- Это я ещё не старалась! – пошутила Ирина, - Но если бы стало ещё холоднее, я бы запищала!..
Зона тумана и метели была не более сотни метров по вертикали. Внизу, как мы и ожидали, было весьма тепло! На берегу озера Художников мы обнаружили одинокую палатку.
- Добрый день! – закричали мы, перекрывая шум ветра.
Из палатки высунулся мужик откровенно ошарашенного вида. Спутанные волосы падали на его помятое лицо, но он не обращал на это внимания.
- Ни хрена себе, добрый! – отвечал мужик, - погода собачья!
- А вы тот самый москвич с парашютом? – спросила Ирина, не скрывая восторга.
- Да… с парашютом…
- А вы уже прыгали с вершины? – Ирина от восхищения округлила глаза.
- Думаю, что он ещё не прыгал, - опередил я москвича с ответом, - видишь, он ещё живой?..
Ирина засмеялась, зато москвича моя шутка совсем не обрадовала. Он криво ухмыльнулся и впал в глубокие раздумья.
- Мы к вам ещё в гости придём! – закричала Ирина, - и вы к нам приходите, мы тоже тут палатку поставим!
- Да… конечно… - ответил мужик, не выходя из скорбных раздумий…
Мы решили поставить базу на другом берегу озера. Пока я ходил за дровами, Ирина установила палатку. Стало совсем уютно! Я распалил костёр, а Ирина приготовила картофельное пюре с вяленым мясом. Получилось вкусно.
Последний кадр перед сном.
Вот она, ночная гостья. Хотя в целом я бережно отношусь к природе, в данном случае полагаю, что таких гостей нужно непременно на воротник...
Перед перевалом. Ещё не поздно повернуть назад...
При такой низкой облачности можно идти только в том случае, если вы хорошо знаете дорогу. Этот перевал я проходил, наврное, раз 200, поэтому мне достаточно видимости хотя бы в 2-3 метра.
На вершине перевала. Через минуту начнётся метель. Вот такой бывает в горах июнь. Эти снимки вывешиваю специально для тех туристов, которые хотят позагорать и собираются в Ергаки в июне. Учтите, что весной могут быть вот такие сюрпризы. Если загорать и купаться - поезжайте в июле. А если в июне, то загорать тоже, скорее всего, можно будет, но при этом и зимняя куртка не помешает!
Этот снимок сделан внизу, уже после метели. Вл время снегопада я камеру спрятал, иначе объектив залепило бы снегом. А жаль. Можно было бы попытаться снять очень захватывающие экстремальные кадры!
Здесь я привёл всего один день из нашего двухнедельного похода. Хотите знать, что было дальше? Или с чего всё началось? Вот наш походный дневник полностью. А здесь можно посмотреть весь фотоальбом с этого похода.