На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЛЕСНОЕ ЛУКОШКО

660 подписчиков

Фотосафари 55, Ергаки, 1 часть

Все желающие сходить в Ергаки в августе 2010 встретились 30 июля в Красноярске, 31 отправились на Столбы. В группе в основном москвичи. Спортивного вида Татьяна с 11-летним сыном Женей, её подруга Зина, велосипедистка Вера и внезапно появившаяся Аурика, которая уже ходила с нами в прошлом году. Мы прошли мимо грандиозного Первого Столба, посетили скалы Дед, Львиные Ворота, Перья и поднялись на Четвёртый Столб, откуда открывалась шикарная панорама на все скалы. За время экскурсии мы решили все вопросы, связанные с предстоящим походом. Эти вопросы заключались в том, куда девать всё лишнее, что москвичи опрометчиво прихватили с собой.

1 августа. Выехали на двух машинах. В одной Татьяна, Женя, Зина и Вера, а в другой Быстрая Ложка, 11-летний Кирилл, Аурика и я. Доехали быстро. Мы даже не стали останавливаться на полке, откуда обычно открывается вид на Ергаки. Тучи закрыли все виды…
Высадились в Тармазаке. Быстрая Ложка приехала всего на несколько часов, поэтому ей не терпелось скорее посетить озеро Радужное. Пока мы переобувались, она рванула бегом. Мы же, собрав рюкзаки, отправились по направлению к Перекрёстку. Опытные Аурика с Кириллом резво поскакали в гору, а вот у Татьяны с Женей возникли проблемы, традиционные для новичков. У них оказались слишком маленькие рюкзаки, и часть вещей пришлось привязывать снаружи. Но вот полтора километра пройдено, и мы устанавливаем палатки под горой Тушканчик. Дежурными я назначил Таню с Женей, пусть они разгружаются первыми. Помощником вызвался быть Кирилл. Он добыл хворост и развёл огонь. В это время появилась Быстрая Ложка, чему я очень удивился. По моим расчётам, она должна была сейчас приближаться к Радужному.
- Что, - спрашиваю, - не дошла до Радужного?
- Почему же, дошла. Передала привет Спящему Саяну и вернулась к вам через Перекрёсток.
- Ты пробежала этот путь за три часа?!.. Поздравляю…
Ложка посидела в нашем лагере ещё минутку и побежала к трассе. За ночь ей нужно доехать до Красноярска и утром выйти на работу.
Татьяна сварила ужин. Она была ошеломлена трудностями похода:
- Первый день в горах, и сразу дежурить! Ничего себе, круто, круто…
Кушали мы уже в темноте. Уставшие, мы даже не стали в этот вечер устраивать тренинги или посиделки. Сразу разошлись по палаткам и быстро заснули.

 2 августа.   Утро тёплое и красивое. Но трава влажная. Москвичи вместо нормальных ботинок надели какие-то легкомысленные кроссовки. Дескать, это модная и очень дорогая обувь. Ходить в ней по влажной траве нельзя, но смотрится круто. В общем, решили мы в этот день никуда не ходить… Но всяких видов поснимали вволю! Вера фотографирует и что-то жизнерадостно рассказывает непрерывно. Вот сколько в ней энергии...

3 августа.   Утро тёплое и сухое. После вкусного завтрака сворачиваем палатки, собираем рюкзаки. Пошли по тропе. Москвичи восторгаются видами и беспрестанно что-то фотографируют.
- Смотрите, водопад!
- Ой, какие цветы!
- А корни кедра, как змеи…
- Какой воздух вкусный!
Мы прошли примерно половину пути, когда дорогу нам преградило большое облако. Оно легло прямо на лес и вовсе не собиралось уходить. Мы пошли напролом. Видимость резко сократилась, а это уже интересно, это можно и поснимать. Я тоже вытащил фотокамеру.
Два километра мы прошли за три часа. Поставили палатки на Перекрёстке. Раз в группе двое детей одинакового возраста, предлагаю Татьяне:
- Пусть наши дети живут вдвоём в отдельной палатке. Так им будет интереснее и веселее!
- Нет-нет, - запротестовала Татьяна, - мой Женя без меня спать не сможет!
- Ладно, как хотите…
Оказывается, у нас диаметрально противоположный подход к воспитанию детей. Женя всё время с мамой. Мой Кирилл пользуется почти неограниченной свободой. Вот и сейчас он удрал куда-то в лес. Часа через два я забеспокоился, позвал, а он не откликается. Тогда я поджёг петарду. Такой звук за пять километров услышишь… Через минуту появился мокрый Кирилл:
- Звал? Я тут в ручье купаюсь.
- Ладно, купайся, просто ты забыл предупредить, в каком направлении уходишь.
- А, забыл. Извини. Пойду плавать!
Вечером посидели у костра, обсудили все подробности похода. Лагерь у нас получился уютным. Около костра брёвнышки для сидения, над головой тент на случай дождя, под тентом верёвочка для просушки вещей. Аурика и Зина уже повесили на эту верёвочку носки. Стало как-то по-домашнему. Так хорошо посидеть у костра! Единственное, что немного напрягает, так это невероятная активность Веры. Она охотно и беспрерывно рассказывает про свою работу, про своих детей, про свой велосипед и как важно беречь коленки смолоду. Группа сначала посмеивалась, потом стала терпеть… Акустическая агрессия завершилась эпизодом:  Вера вдруг вскочила с места, чтобы помочь Жене надеть шапочку, хотя ребёнок и сам справлялся; при этом Вера пнула ногой сук, торчащий из костра, и оттуда полетели снопы искр на Таню и Зину, которые тотчас подняли справедливый визг; Вере нужно было шагнуть вперёд, а на том месте на земле лежала тарелка с халвой, которую мирно употреблял Кирилл – Вера подняла эту тарелку, а Кирилл, думая, что у него отнимают еду, сразу заорал; следующим движением Вера выпрямилась и сбила головой носки, что спокойно сохли на верёвочке – Аурика ахнула, потому что носки упали рядом с костром. Ну, тут уж мне пришлось вмешаться:
- Вера!! Не пинай костёр, не трогай Женю, сядь на место, верни Кириллу халву, прибери носки и дай нам послушать тишину!..
Ошеломлённая моей жёсткой интонацией, Вера послушно выполнила все требования и вела себя тихо до самого утра…

4 августа.   Погода солнечная, тёплая, москвичи довольны.
После завтрака уходим в радиалку. Берём с собой только самое необходимое: дождевые накидки, да фотокамеры с шоколадом. Предлагаю Кириллу находить тропу, теперь он ведёт группу. Пусть учится… Мы пересекаем хребет и спускаемся к озеру Радужное. Отсюда хорошо виден гигантский каменный мужик – это Спящий Саян. Москвичи лихорадочно выхватывают фотокамеры и щёлкают напропалую:
- Это невероятно!
- Это фотошоп…
- Погодите радоваться, - говорю, - красоты начинаются с Параболы! Вот там ахнете.
- Да, скорее бы увидеть Параболу, - подтверждает Аурика, - там здорово.
Обычно от озера мы поднимаемся к Висячему камню, который отсюда хорошо виден. Мы идём по тропе, доходим до курумника и тут останавливаемся, потому что Жене не нравится дорога. Действительно, чтобы ходить по курумнику, требуется некоторый навык.
- Ладно, - говорю, - тогда возвращаемся по нашей тропе до хребта, а оттуда есть совсем простой путь к Висячему.
Так мы и сделали. Поднялись к Висячему. Москвичи были поражены таким невероятным зрелищем. Принялись фотографироваться так и эдак, на фоне тайги, на фоне озера, на фоне Висячего, на фоне Спящего Саяна.
- Поберегите карты памяти, - говорю, - красоты начинаются с Параболы.
- Нет, здесь очень, просто очень красиво! – отвечают москвичи.
Мы задержались у Висячего. Знаковое место, здесь есть чем полюбоваться. Многие мечтают о том, чтобы здесь очутиться, но не все способны реализовать мечту…
- Это потрясающе, - говорит Вера, - это самое лучшее, что я видела в жизни.
- Подождите, - посмеивается Аурика, - вот увидите озеро Художников… Вот будет вам лучшее в жизни.
Налюбовавшись вволю красотами, спускаемся к Каровому. Здесь мы обнаружили полянку цветущих водосборов. Фотографируем со страшной силой. Таня просто ахнула, когда обнаружила яркие водосборы. Вера, совершенно счастливая, бегала вокруг поляны кругами и снимала, кажется, даже не прицеливаясь. Вдруг она закричала:
- Ой, что это? Почему у меня снимки чёрно-белые?! Ой, беда! Такая красота, а у меня всё чёрно-белое.
Посмотрев её фотик, я понял, что Вера в азарте просто сбила настройки. Вернув прежние настройки, я отдал фотик Вере:
- Надо знать свой фотоаппарат!
- Ой, какое счастье! – обрадовалась Вера.
Зина фотографировала молча…
- Здесь я только три кадра сделала, - сказала Аурика, - теперь я знаю, откуда начинаются красоты… Вот придём на озеро Художников, уж там я поснимаю.
Вернулись к лагерю по тропе вдоль ручья. Все очень довольны. Хотя, не все. Оказывается, у Жени закончились кроссовки. Некоторые москвичи почему-то гордятся тем, что у них модные и очень дорогие кроссовки, не понимая, что в горах важнее прочность.
- Это очень хорошие кроссовки! – говорили они мне.
Может быть, москвичи и правы. Может быть, кроссовки действительно хорошие. Ведь обычно кроссовки разваливаются через три дня, а эти продержались четыре.  К счастью, у Жени имеется вторая пара обуви.
Вечером мы устроили тренировку по скальному лазанию. Находили скалу метра в 3-4 высотой, делали страховку и определяли трассу. Лазили в основном Кирилл и Женя. Аурика больше фотографировала. Иногда к нам подходили Вера и Зина, интересовались. Таня сидела у костра. Вечером наблюдали закат. Облака окрасились в розовые и оранжевые оттенки. Ничего особенного, но вот в воде могут быть симпатичные отражения. Схватив камеру, я побежал к ручью. Аурика тоже поняла, в чём дело, и рванула следом. Красные скалы и оранжевые облака красиво отражалсиь в воде. Мы сделали несколько кадров, и солнце село. Красота длилась всего минут пять...

5 августа.  Утро солнечное и тёплое. Собираемся в красивую радиалку, по хребту мимо пика Орешек на перевал Художников. Уточнив все детали маршрута, Таня вдруг просит максимально упростить его. Но ведь тогда мы не увидим панораму с Орешка!
- Нет, - говорит Таня, - здесь достаточно красот!
- Мы прилетели за тысячи километров, - рассуждает Аурика, - и должны насладиться красотами по максимуму!
- Нет, мы хотим по минимуму! - не сдается Татьяна.
Мы пошли по тропе мимо Карового. Цветочные поляны вновь привлекли внимание фотографов. Полчаса на отдых! Далее нужно было пройти участок курумника, и тут Тане с Женей пришлось трудно. Не хватало навыка ходьбы. Зато Вера проявила себя молодцом. Сначала она тревожилась по поводу своих возможностей, всё-таки возраст уже давал о себе знать.
- Ой, тут я не смогу… Ой, тут будет трудно… Ой, коленки мои…
С этими словами Вера довольно ловко проскакала по камням.
Зина передвигалась спокойно, молчаливо и легко. Было очевидно, что ей и раньше доводилось ходить пешком. Про Кирилла и Аурику и говорить нечего, бегали, как антилопы. Аурика попыталась приободрить Таню:
- В прошлом году я приехала в Ергаки, впервые в жизни. Мне сначала тоже было трудно. Но уже к середине похода я стала человеком!
Таня хмурилась, пыхтела и самоотверженно преодолевала препятствия. После полосы курумника была простая тропа, по которой группа легко поднялась на перевал Художников. Мы увидели живописную долину озера Художников. Это сильное зрелище!! Фотографы опять защёлкали затворами:
- Это нереально!
С перевала прекрасно было видно само озеро Художников, что уютно расположилось у кромки леса; отвесная стена пика Ноги, скалы Мать Саян, Конь и Конус, можно было различить громадные скалы Верблюд и Тугодум. С другой стороны долины возвышались величественные пики Звёздный, Птица и Зеркальный. Сколько лет хожу сюда, и каждый раз дух захватывает от восторга. Однако Таня сделала лишний шаг вперёд и обнаружила крутизну. М-да, людям с высотобоязнью лучше ходить здесь в тумане…
- Мы дальше не пойдём! – сказала Таня.
- Как это? – испугалась Аурика, - да ведь чудеса начинаются с озера Художников. Да вы что?! Приехать в Ергаки и не побывать на озере Художников?!
Действительно. Это примерно как приехать в Париж, пожить там в отеле, не выходя на улицу,  и уехать обратно, так и не узнав, что такое Лувр, Гранд-Опера, Эйфелева башня и Мулен Руж. Это же всё равно, что баня без пара или свадьба без драки.
- Давайте сделаем так, - обратился я к Зине, - пройдём немного вниз, вы оцените степень трудности.
Оставив Веру и Таню с Женей отдыхать, мы с Зиной пошли в сторону Кораблика. Кирилл с Аурикой, что-то радостно щебеча, прыгали рядом.
Изучив дорогу, Зина сказала:
- Пройти можно, но Тане здесь будет слишком сложно…
Вернувшись на перевал, мы устроили совещание, как жить дальше. Таня не захотела подвергать свой организм суровым испытаниям.
- Мы с Женей дальше не пойдём.
- А я бы пошла, но боюсь, - заявила Вера.
- Да мы поможем! – обещал Кирилл.
- Я приехала в Ергаки, чтобы вновь побывать на озере Художников, иначе какой смысл? – сказала Аурика.
- Я пойду, - решила Зина.
Так и решили: желающие идут на озеро Художников, нежелающие живут на Перекрёстке. Что ж, это вполне разумно – в районе Перекрёстка тоже много разных красот.
Спустившись с перевала, мы устроили привал ниже Карового, возле звонкого ручья. Мы давно присмотрели тут удобный камень, где можно потренироваться в скальном лазании. С вершины я пробросил верёвку. Все были в восторге! Женя и сам не ожидал от себя таких способностей – он залез на камень со второй попытки, а потом полез в третий и в четвёртый раз.
На этом камне есть хитрушка, куда я раньше водил скалолазов. Хитрость заключалась в том, что на скале имеется единственная полочка, на высоте пояса. На эту полочку и нужно встать, причём никаких хваталок нет, и выходить нужно только на тонком равновесии. Этот ход я прошёл с трудом, но очень обрадовался, что я ещё в форме, что я ещё что-то могу! Следом за мной полез и Кирилл. Понятно, что у 11-летнего ребёнка рост гораздо меньше, и ему просто не дотянуться ногой до этой полочки. Кирилл сорвался раз пять, и я перестал за ним следить. Ясно, что ребёнку это по не силам. Там и взрослый-то далеко не каждый пройдёт. Но Кирилл вдруг издал звук победы, я обернулся, да так и застыл с открытым ртом. Кирилл стоял на этой полочке!!
- Ты как это сделал?!
- А я сейчас покажу! – Кирилл, очень довольный подвигом, спустился и вновь подошёл к скале. Ему пришлось ставить ногу почти на уровне груди. Как в таком положении можно выпрямиться и встать на полочку, уму непостижимо. А Кирилл для закрепления результата прошёл эту хитрушку ещё пять раз.
После этого к хитрушке подошла Аурика. Мы с Кириллом только усмехнулись и принялись употреблять печенье, запивая его вкусной прохладной водой из горного ручья. Аурика у скалы проявляла чудеса настойчивости и терпения. Вновь и вновь она ставила ногу на полочку, тщётно пытаясь выпрямится. И однажды всё-таки встала.
- Как? Как? Это ведь невозможно…
- В прошлом году я прошла Ергаки, - объяснила Аурика, - я многому научилась, а главное – я стала человеком. А для человека нет невозможного.

Тренировка по скалолазанию. Фото Зины.

Идём по лесу, и вдруг путь нам преграждает облако. Мы пошли напролом...

Лес внутри облака порой казался нам сказочным...

Радиальная прогулка на озеро Радужное. Оно мелкое и быстро прогревается, если погода жаркая. Здесь приятно купаться и загорать. С берега виден не только гигантский Спящий Саян, но и знаменитый Висячий камень, и пик Орешек. Также недалеко находится мощная точка силы, это место паломничества сотен тысяч эзотериков. Точное место я не указываю, чтобы не затоптали случайные туристы.

Игрушка богов - Висячий камень.

Прекрасные водосборы

Дети у костра. Все дети любят возиться с огнём. Пусть лучше экспериментируют здесь, в горах, чем в квартире... Правда, некоторые родители этого не понимают, и тогда приходится вызывать пожарных. Люди - вообще очень забавные существа.

Фиалка, обычный цветок в Ергаках. Мы к таким привыкли, а вот москвичи фотографировали их со страшной силой.

Горечавка

Фотографируем цветы. Раз уж попали в рай, надо успевать снимать...

Позитив пошёл! В кадре - дороникум.

На перевале Художников. Виды с этой площадки открываются просто ошеломляющие. Фотографы заметались... А вершина пика Молодёжный скрыта в облаке.

Мечты сбываются! Зина в Ергаках.

Цветы Ергаков

Ботанический рай

За две недели похода мы получили тысячи кадров. Разумеется, здесь я не буду все вывешивать. Можно посмотреть в этом фотоальбоме. Продолжение темы будет через два дня.

Картина дня

наверх